30 августа 1962 года вышел приказ министерства о назначении Григория Семёновича Зубарева ректором нового вуза – Томского института радиоэлектроники и электронной техники (ТИРиЭТа). Он проработал в этой должности 10 лет, и за это время были решены основные проблемы становления молодого вуза: строительство учебных корпусов и общежитий, оснащение научным и учебным оборудованием, поиск кадров для работы. В материале – интересные моменты непростых для вуза и его ректора первых лет становления.
ТУСУР, а при создании ТИРиЭТ, возник в Томске неожиданно. Также неожиданным было назначение ректором Григория Семёновича. В книгах, посвящённых истории ТУСУРа, первый ректор рассказывает, что на момент рассмотрения возможных кандидатур на пост ректора нового вуза он был деканом радиотехнического факультета ТПИ, планировал дописать докторскую диссертацию: «Самым тяжёлым было для меня то, что я брошу работу над докторской диссертацией. У меня имелся большой задел. [...] Я чётко представлял, что параллелей быть не может: или докторство, или ректорство».
Для нового института нужны были свои здания для размещения кафедр, учебных аудиторий, общежитий. Руководство ТИРиЭТа рассчитывало получить учебные корпуса и общежития от бывшего Томского электромеханического института инженеров железнодорожного транспорта (ТЭМИИТа), но всё оказалось намного сложнее. Основные корпуса ТЭМИИТ снимал в аренду, а на собственном балансе было всего ничего: деревянный гараж, конюшня, лыжная база и 25 жилых домов, из которых только 5 были в нормальном состоянии. А в главном корпусе ТЭМИИТа по Московскому тракту располагалась детская больница, которую выселять, конечно, никто не собирался. С большим трудом Григорию Семёновичу удалось выбить для ТУСУРа только те здания, которые находились в нормальном состоянии, а также недостроенный главный корпус, который ранее принадлежал железнодорожному техникуму.
Первые проблемы со строительством главного корпуса возникли ещё в процессе утверждения проектно-сметной документации. В проекте здания были предусмотрены колонны с пилястрами, а в актовом зале – художественная лепнина на потолке и люстра. Но дело в том, что в то время Н. С. Хрущёв осуждал излишества в строительстве, поэтому такой проект подписать не могли. В итоге Григорий Семёнович вместе с Петром Николаевичем Кукелем, главой отдела капитального строительства, провёл много времени, анализируя смету. Они сократили средства в менее значимых разделах и перекинули их на оформление колонн и актового зала. Благодаря этому здание главного корпуса, которое находится в самом центре города, имеет столь величественный привычный для нас вид. Не меньшей проблемой оказалось приобретение люстры в актовый зал. «Так как люстры отнесли к излишеству в строительстве, поступили указания о прекращении их производства. С большим трудом удалось договориться с одним из московских заводов об изготовлении в штучном порядке люстры для актового зала уже после прекращения производства», – вспоминал Зубарев.
Смотреть другие исторические фотографии главного корпуса ТУСУРа
Источник фотографии: альбом «Старый Томск»
Первый лифт в Томске появился в общежитии ТУСУРа на пл. Южной. Но с ним тоже всё пошло не так гладко. Ещё на стадии проектирования была выбрана марка лифтов и сделан заказ на их изготовление в Ленинграде. Однако спустя два года, при монтаже, обнаружилось, что в комплектации лифта отсутствуют панели управления. Доставляли лифты в Томск в гигантских упаковках, которые вскрывать до надобности не стали. Претензии заводу предъявлять уже было поздно. Но первый ректор и здесь нашёл выход: он и ещё один сотрудник института напрямую договорились с заводом о поставке недостающих деталей, и общежитие в итоге было принято в эксплуатацию в назначенный срок.